masterdl (masterdl) wrote,
masterdl
masterdl

"Вор должен сидеть в тюрьме".

"

Отчет Счетной палаты о коррупции в «Илим Палп Энтерпрайз» (Захар Смушкин, Дмитрий Медведев, братья Зингаревичи)

"Учредителями АОЗТ "Финцелл" являлись физические лица: З.Д.Смушкин (21,25 % акций), Б.Г.Зингаревич (21,25 %), М.Г.Зингаревич (7,5 %), Д.А.Медведев (50 %)"

Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 7 апреля 2000 года № 12 (204) "О результатах проверки законности продажи Российским фондом федерального имущества в 1994 году пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината закрытому акционерному обществу "Илим Палп Энтерпрайз" и реализации инвестиционной программы указанным обществом":

С учетом состоявшегося обсуждения утвердить отчет о результатах проверки. Внести в материалы по результатам проверки соответствующие уточнения и поправки.

Направить представления Счетной палаты Председателю Российского фонда федерального имущества И. И. Шувалову, Министру Российской Федерации по налогам и сборам А.П.Починку.

Материалы по результатам проверки направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Направить письмо и.о. руководителя ВЭК России А.Г.Громову.

Направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Архангельское областное Собрание депутатов.



ОТЧЕТ

о результатах проверки законности продажи Российским фондом федерального имущества в 1994 году пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината закрытому акционерному обществу "Илим Палп Энтерпрайз" и реализации инвестиционной программы указанным обществом

Основание проверки:
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 1999 года № 3890-II ГД и решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 28 мая 1999 года (протокол № 17(168).

Цель проверки:
Соблюдение законодательства при продаже пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината и выполнение инвестиционных обязательств закрытым акционерным обществом "Илим Палп Энтерпрайз".

Объекты проверки:
Акционерное общество "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" (АО "Котласский ЦБК"), Российский фонд федерального имущества.

Проверка проводилась с 14 октября по 16 ноября 1999 года.

По результатам проверки оформлены и подписаны в АО "Котласский ЦБК" и РФФИ Акты проверки законности продажи Российским фондом федерального имущества в 1994 году пакета акций Котласского целлюлозно-бумажного комбината закрытому акционерному обществу "Илим Палп Энтерпрайз" и реализации инвестиционной программы указанным обществом. На акты получены замечания: АО "Котласский ЦБК" к акту проверки Счетной палаты Российской Федерации от 27 октября 1999 года и возражения РФФИ от 1 декабря 1999 года № ФИ-14/7319

По результатам анализа составлены заключения на замечания с соответствующими комментариями. В целом замечания не влияют на выводы настоящего отчета.

В ходе проверки установлено следующее.

1. Организация и проведение продажи акций АО "Котласский ЦБК" на инвестиционном конкурсе

1.1. АО "Котласский ЦБК" было образовано в процессе акционирования и приватизации Производственного объединения "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат".

АО "Котласский ЦБК" является одним из крупнейших товаропроизводителей в целлюлозно-бумажной промышленности. Он вырабатывает вискозную целлюлозу, сульфатную беленую целлюлозу из лиственных пород древесины, печатные виды бумаги, мешочную бумагу, картон и гофробумагу для тарного картона, мешки бумажные для упаковки технических и пищевых продуктов, плиты древесноволокнистые. Осуществляя комплексную переработку древесины АО "Котласский ЦБК" выпускает технический этиловый спирт, кормовые дрожжи, канифоль и другие продукты. Производимая продукция поставляется как на внутренний так и на внешний рынки

Суммарная мощность производства целлюлозы (по варке) в АО "Котласский ЦБК" составляет почти 1 миллион тонн в год (около 10 % от суммарных производственных мощностей по варке целлюлозы в России).

Первая очередь производств на Котласском ЦКБ была введена в действие в 1961 году.

АО "Котласский ЦБК" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, его уставный капитал равен 751003 тыс. руб., остаточная стоимость основных фондов на 1 октября 1999 года составляет 1733735 тыс. руб., численность персонала - 10133 человек

Преобразование Котласского целлюлозно-бумажный комбината, имевшего статус государственного предприятия, в акционерное общество с одновременной приватизацией осуществлялось на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721, по распоряжениям Госкомимущества России от 17 августа 1992 года № 357-р и от 5 ноября 1992 года № 713-р.

При приватизации АО "Котласский ЦБК" его акции были проданы следующим образом:

* 51 % по закрытой подписке членам трудового коллектива;
* 27,55 % на чековом аукционе;
* 1,45 % на денежном аукционе;
* 20 % на инвестиционном конкурсе.

1.2. Акции АО "Котласский ЦБК" на инвестиционном конкурсе продавались в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, а также иными правовыми актами. Такой способ приватизации как продажа акций на инвестиционном конкурсе Законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" не был предусмотрен.

1.3. Продажа акций АО "Котласский ЦБК" на инвестиционном конкурсе не соответствовала интересам государства и была экономически необоснована.

1.3.1. В период, предшествовавший проведению инвестиционного конкурса по продаже акций АО "Котласский ЦБК", на комбинате проводились комплексные исследования технико-экономического состояния комбината и его финансовых возможностей осуществления инвестиций для обеспечения технического переоснащения. Исследования и инвестиционные предложения выполнялись Консультационно-инженерным акционерным обществом по проектированию целлюлозно-бумажной промышленности (АО "Гипробум") (договор от 20 сентября 1993 года № 147-93 на создание научно-технической продукции).

По результатам исследований специалистами АО "Гипробум" были сделаны выводы о наличии у АО "Котласский ЦБК" возможностей осуществлять финансирование реконструкции за счет собственных средств. Эти выводы были сделаны на основании анализа производственно-экономического потенциала комбината и состояния лесосырьевых ресурсов, которые обеспечивали низкие издержки и конкурентоспособные цены.

Тогда же к оценке финансово-экономического положения АО "Котласский ЦБК" была привлечена в качестве независимого эксперта финская фирма Jaakko Poyry Consulting OY, которая в своем заключении отмечает, что АО "Котласский ЦБК" в достаточной мере располагает свободными финансовыми средствами для поддержки капитальных вложений, особенно принимая во внимание стабильный доход от экспорта продукции комбината.

1.3.2. Оплата пакета акций АО "Котласский ЦБК" при его продаже на инвестиционном конкурсе в сентябре 1994 года была осуществлена по номинальной стоимости. В результате было получено 107,3 млн. руб.1 и эта сумма была направлена для распределения по категориям получателей, в том числе в федеральный бюджет 10,7 млн. руб., т. е. 10 %. Таким образом, федеральный бюджет от продажи 20 % акций АО "Котласский ЦБК" получил 10,7 тыс. руб. (в действующем номинале).

В то же время непосредственно РФФИ и Госкомимущество России получили от продажи акций АО "Котласский ЦБК" на инвестиционном конкурсе в свои внебюджетные фонды по 467,5 млн. руб. каждый.

1.3.3. АО "Котласский ЦБК" теоретически должно было получить и освоить в 1994-1997 годах 186065 млн. руб. инвестиций. На практике из-за несовершенства законодательной и нормативной базы2 и отсутствия эффективного механизма контроля за выполнением обязательств инвестора получение и освоение этих денег зависело от взаимоотношений инвестора, РФФИ и эмитента.

Практика получения и освоения инвестиций, привлеченных в результате проведения конкурса по продаже акций АО "Котласский ЦБК", подтвердила, что выбор способа продажи акций АО "Котласский ЦБК" на инвестиционном конкурсе не соответствовал интересам государства. АО "Котласский ЦБК" в течение пяти лет не имело возможности использовать средства инвестора для производственных целей и за указанное время они практически обесценились.

...

В договоре не были определены ни сроки использования инвестиций, ни конкретные объекты, в которые должны быть направлены капитальные вложения за счет инвестиционных средств инвестора. Везде содержится отсылка к Приложению № 1 к договору.

В то же время в договоре от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 отсутствует оформленное надлежащим образом как неотъемлемая часть договора Приложение № 1. По запросу Счетной палаты Российской Федерации РФФИ письмом от 5 июля 1999 года № ФИ 14-1/4326 представил договор без Приложения № 1. Комиссия Областного Собрания депутатов Архангельской области, как это следует из ее протокола от 23 июля 1998 года № 1, считает, что в качестве Приложения № 1 должна рассматриваться инвестиционная программа АО "Котласский ЦБК", утвержденная Заместителем Председателя Госкомимущества России 18 июля 1994 года. На вторичный запрос Счетной палаты Российской Федерации РФФИ письмом от 4 ноября 1999 года № ФИ-14-1/6690 сообщил, что Приложением № 1 к договору является конкурсное предложение ЗАО "IPE". Этот документ не может быть признан в качестве надлежащим образом оформленного приложения к договору, так как не содержит упоминания, что является приложением к договору от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 между РФФИ и ЗАО "IPE".

1.10. При заключении договора от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 РФФИ не обеспечило его надлежащее оформление и включение всех обязательств ЗАО "IPE".

1.10.1. В договор не были включены обязательства ЗАО "IPE", содержащиеся в тексте его заявки на участие в инвестиционном конкурсе (исх. от 15 сентября 1994 года № 346):

* в случае признания его победителем гарантировать выполнение определенной планом приватизации АО "Котласский ЦБК" инвестиционной программы;
* соблюдать объемы и сроки внесения инвестиций, предусмотренные инвестиционной программой, и внести инвестиции в течение трех лет, исчисляемых с момента подписания договора купли-продажи.

1.10.2. В договоре от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 указано, что номинальная стоимость одной акции АО "Котласский ЦБК" составляет 1000 руб. Эта запись не соответствует действительности. По результатам чекового аукциона, состоявшегося 8 сентября 1993 года и утвержденного РФФИ 14 сентября 1994 года, было произведено дробление акций АО "Котласский ЦБК" номинальной стоимостью 1000 руб. на акции номинальной стоимостью 100 руб.

1.11. В договор не было включено условие по выполнению инвестиционной программы, что является нарушением ст. 27 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего на дату заключения договора. В указанной статье установлено, что в договор включаются все условия, на которых акции были проданы по конкурсу.4

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" нарушение условий, на которых объект приватизации был приобретен по конкурсу, является основанием для признания сделки приватизации недействительной.

1.12. В соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 28 января 1993 года № 151-р и договором купли-продажи от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 между АО "Котласский ЦБК" и ЗАО "IPE" был заключен договор об осуществлении инвестиций. Условия этого договора, заключенного 17 ноября 1994 года:

* не соответствовали п. 5.7. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, предусматривающего, что срок внесения инвестиций не должен превышать 3 года;

* обязательствам ЗАО "IPE", принятым при подаче заявки и в конкурсных предложениях ЗАО "IPE". Сроки и суммы вложений в этих документах были иными, чем договоре. В 1994 году инвестиции ЗАО "IPE" в соответствии с его конкурсными предложениями должны составлять 37,5 млрд. руб., в том числе непосредственно комбинату 36,565 млрд. руб., а не 36 млрд. руб. как это указано в договоре.

2. Проверка фактического исполнения инвестиционных обязательств и освоения инвестиций АО "Котласский ЦБК"

2.1. Поступление в АО "Котласский ЦБК" финансовых средств и имущества в соответствии с условиями инвестиционной программы

При исполнении ЗАО "IPE" обязательств по условиям инвестиционного конкурса имели место следующие нарушения:

2.1.1. В 1994 году ЗАО "IPE" перечислено на 100 млн. руб. меньше, чем было предусмотрено его обязательствами, принятыми в конкурсных предложениях для выполнения инвестиционной программы. ЗАО "IPE" обязалось в 1994 году перечислить 37,5 млрд. руб., из этой суммы в месячный срок в соответствии с договором от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 необходимо было перечислить средства на выполнение нулевого этапа РФФИ и Госкомимуществу России 935 млн. руб. и АО "Котласский ЦБК" 19,5 % от заявленного объема инвестиций (36465 млн. руб.), и еще 100 млн. руб. для обеспечения выполнения обязательств по перечислению в 1994 году инвестиций в сумме 37,5 млрд. рублей.

В 1994 году на расчетный счет АО "Котласский ЦБК" эти 100 млн. руб. от ЗАО "IPE" в качестве выполнения инвестиционных обязательств не поступали.

2.1.2. Достоверность сведений о зачислении средств в сумме 36465 млн. руб. на расчетный счет АО "Котласский ЦБК" 467457 в Кояжмском отделении Архангельского ПСБ документально не подтверждена. Согласно банковской выписке 36465 млн. руб. были зачислены и списаны со счета АО "Котласский ЦБК" в один и тот же день 23 ноября 1994 года и на тот же счет банка "Менатеп" № 161707, с которого ранее поступили. 36465 млн. руб. При этом следует отметить, что у АО "Котласский ЦБК" не было счета в банке "Менатеп".

В качестве документа, подтверждающего поступление на счет АО "Котласский ЦБК" Счетной палате Российской Федерации была представлена копия платежного поручения от 21 ноября 1994 года № 001 на перечисление 36465 млн. руб. На копии этого платежного поручения:

* в качестве плательщика поименованы сначала банк "Менатеп", а затем ЗАО "IPE", при этом перечисление денежных средств осуществлялось со счета № 161707, а от руки был вписан еще счет № 477721;
* в качестве получателя указан Архангельский ПСБ к/с 169058132 в банке "Менатеп", но счет получателя тот же, что и плательщика №161707;
* банк плательщика и банк получателя указан как ЦОУ при ЦБ РФ г. Москва;
* в строке "Назначение платежа" указано: для зачисления АО "Котласский ЦБК" р/с 00467457 в Коряжмском отделении Архангельского ПСБ к/с 700161144 в РКЦ г. Котлас, Архангельской области МФО РКЦ 103266;
* отметка банка о проведении банковской операции, в том числе ее дата, отсутствует.

АО "Котласский ЦБК" в качестве подтверждения зачисления на свой счет суммы 36465 млн. руб. представил выписку банка со счета и телеграмму 242548/320 от 23 ноября 1994 года из Архангельска в ПСБ г. Коряжма. В тексте телеграммы имеются исправления. Отметка РКЦ отсутствует.

На запрос Счетной палаты Российской Федерации от 10 ноября 1999 года № 01-1355/04 ЗАО "IPE" не представил банковские выписки со спецссудного счета в банке "Менатеп", в том числе подтверждающие факт перечисления средств в сумме 36465 млн. руб.

2.1.3. В 1995 году ЗАО "IPE" должен был перечислить 56500 млн. руб., а с учетом задолженности 100 млн. руб. за 1994 год - 56600 млн. руб. Фактически на счет АО "Котласский ЦБК" в Промстройбанке г. Санкт-Петербург на основании платежного поручения ЗАО "IPE" от 27 декабря 1995 года № 1780 со счета ЗАО "IPE" в Промстройбанке было зачислено 57000 млн. руб., т. е. на 400 млн. руб. больше, чем положено.

Этот факт может быть объяснен тем, что 57000 млн. руб. возвращались ЗАО "IPE" в течение одного дня 27 декабря 1995 года по следующей схеме:

* ЗАО "IPE" получает 57000 млн. руб. в виде кредита по договору между ЗАО "IPE" и АО "Промышленно-строительный банк" г. Санкт-Петербург от 27 декабря 1995 года № 026/308/195-ПСБ. Банк предоставил ЗАО "IPE" кредит путем учета его векселя (ЗАО "IPE" является векселедателем). При этом было нарушены требования Банка России, изложенные в Рекомендациях по использованию векселей в хозяйственном обороте (письмо Банка России от 9 сентября 1991 года № 14-3/30). Согласно этому документу учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного процента от этой суммы. В рекомендациях так же указано, что к учету принимаются векселя, основанные только на товарных и коммерческих сделках. Векселя бронзовые, дружеские, встречные к учету не принимаются;
* далее 57000 млн. руб. перечисляются ЗАО "IPE" платежным поручением от 27 декабря 1995 года № 1780 со своего счета в Промстройбанке г. Санкт-Петербург на счет АО "Котласский ЦБК", открытом в том же банке;
* АО "Котласский ЦБК" на полученные деньги приобретает по договору от 27 декабря 1995 года № 308/196 ПСБ в г. Санкт-Петербурге у Промстройбанка его вексель ПСБ-002 № 0001152 на сумму 57000 млн. руб. В тот же день 27 декабря 1995 года АО "Котласский ЦБК" передает ЗАО "IPE" по акту, но уже в г. Коряжме, указанный банковский вексель Промстройбанка в счет оплаты по договору комиссии на импорт оборудования от 18 ноября 1994 года № 12/01-01.

Отчет ЗАО "IPE" о выполнении договора комиссии в отношении использования 57000 млн. руб. отсутствует.

В других случаях в этот период времени ЗАО "IPE" при исполнении своих обязательств перед АО "Котласский ЦБК не только не допускает переплаты, а имеет задолженность. По данным аудиторской проверки задолженность ЗАО "IPE" на 1 января 1996 года за поставляемую через него продукцию АО "Котласский ЦБК" на экспорт составила 9114113 долл. США.

Таким образом, перечисления в сумме 57000 млн. руб., их последующий возврат и отсутствие документов по дальнейшему использованию этих средств свидетельствует, что само перечисление было осуществлено только с целью получить формальные доказательства внесения инвестиций.

2.1.4. Из 186065 млн. руб. денежных средств, подлежащих зачислению на счет АО "Котласский ЦБК", 36465 млн. руб. были израсходованы 23 ноября 1994 года на покупку депозитного сертификата банка "Менатеп" и 57000 млн. руб. 27 декабря 1995 года на приобретение векселя "Промстройбанка" г. Санкт-Петербург, что является нецелевым использованием средств инвестора.

Депозитный сертификат и вексель в дальнейшем были переданы ЗАО "IPE" в счет оплаты по договору комиссии от 18 ноября 1994 года № 12/01-01. Из текста этого договора следует, что комитент (АО "Котласский ЦБК") поручает комиссионеру ЗАО "IPE" заключить от своего имени, но за счет комитента, контракты на приобретение оборудования, перечень которого определяется в спецификации. Счетной палате Российской Федерации не были представлены документы, подтверждающие передачу ЗАО "IPE" спецификаций на поставку оборудования, необходимого для выполнения инвестиционной программы. Отчет комиссионера с документами, подтверждающими целевое использование ЗАО "IPE", полученных от АО "Котласский ЦБК" по договору от 18 ноября 1994 года № 12/01-01 средств, отсутствует.

В этих условиях передача сертификата и векселя в счет оплаты по договору фактически является возвратом средств инвестору.

2.1.5. В 1996 году ЗАО "IPE" не были выполнены обязательства по перечислению денежных средств в сумме в 56000 млн. рублей. Переданный вместо этого собственный вексель ЗАО "IPE" не может служить подтверждением исполнения условий инвестиционной программы, так как исполнение обязательств в неденежной форме не соответствует конкурсным предложениям ЗАО "IPE", которые РФФИ считает приложением к договору купли продажи.

Кроме того, вексель ЗАО "IPE" № 569306:

* по существу являлся финансовым векселем, и его выдача ЗАО "IPE" не соответствует требованиям действующего законодательства5;
* по состоянию на 31 декабря 1997 года не имел ликвидность 56 млрд. руб. с учетом срока его погашения, возможностей передачи третьим лицам и состояния активов и наличия у него неисполненных обязательств перед АО "Котласский ЦБК" на сумму превышающую 130 млрд. руб.

В счет частичного погашения векселя ЗАО "IPE" передал АО "Котласский ЦБК" оборудование для модернизации бумагоделательной машины.

Эта передача в счет погашения векселя также не может быть подтверждением исполнения обязательств инвестора по перечислению денежных средств в 1996 году, так как:

* исполнение обязательств в неденежной форме не соответствует конкурсным предложениям ЗАО "IPE";
* согласно акту эта передача была совершена 31 июля 1997 года, т. е. на семь месяцев позднее срока исполнения обязательств;
* стоимость переданного по акту оборудования меньше суммы денежных средств, которые в соответствии с принятыми на себя обязательствами должен ЗАО "IPE"был перечислить в 1996 году;

Кроме того, передача оборудования не может быть признана исполнением обязательств инвестора за 1996 год, так как его поставка должна быть зачтена в счет частичного исполнения обязательств по договору комиссии от 18 ноября 1994 года № 12/01-01. В отношении части оборудования это было исполнено в ноябре 1996 года. По приходному ордеру от 29 ноября 1996 года № 108 оборудование стоимостью 3294264 доллара США (17948,2 млн. руб. с учетом таможенных платежей) было поставлено на баланс АО "Котласский ЦБК". В дальнейшем АО "Котласский ЦБК" были внесены исправительные проводки, и это же оборудование было включено в акт передачи оборудования от 31 июля 1997 год в счет погашения векселя.

Простой вексель от 25 декабря 1996 года № 569306 на сумму 57000 млн. руб. АО "Котласский ЦБК", как это следует из письма от 30 июля 1997 года № 023/21/4818, предъявил к оплате 30 июля 1997 года.

АО "Котласский ЦБК" и ЗАО "IPE" составили два варианта акта передачи векселя от 25 декабря 1996 года № 569306, датированные 26 июня 1997 года, но на одном указано, что вексель передается в счет поставки импортного оборудования по контракту от 3 июля 1995 года № 270/07-55, в другом, что вексель погашен в связи с передачей ЗАО "IPE" оборудования в соответствии с инвестиционной программой. Стоимость передаваемого оборудования в счет погашения векселя в акте его погашения не указаны.

Счетной палате Российской Федерации представлены три варианта акта приема - передачи оборудования, в которых указано, что они составлены в счет погашения обязательств по векселю от 25 декабря 1996 года № 569306. Два датированы 31 июля 1997 года, а один 16 апреля 1998 года. Один из вариантов акта был подписан А. Т. Олейником, два других - Ю.Н.Зайцем, в том числе 31 июля 1997 года как президентом АО "Котласский ЦБК". По состоянию на 31 июля 1997 года эту должность занимал А. Т. Олейник. Перечень передаваемого оборудования и конкретные сроки его получения во всех вариантах акта отсутствует.

В актах, подписанных Ю. Н. Зайцем, стоимость оборудования указана в сумме 53463565,7 тыс. руб.

ЗАО "IPE" является крупным акционером АО "Котласский ЦБК". Стоимость поставленного им оборудования не была определена с учетом требований ст. 83 Фдерального закона "Об акционерных обществах" устанавливающей, что для принятия решения о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, советом директоров общества должно быть установлено, что стоимость приобретения имущества не превышает рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона.

Кроме того, для обеспечения полного погашения векселя на сумму 57000 млн. руб. ЗАО "IPE" был дополнительно выписан новый вексель на сумму 6 млрд. рублей.

Платежным поручением от 29 декабря 1997 года № 3407 ЗАО "IPE" перечислил 6 млрд. руб. АО "Котласский ЦБК". Основанием для перечисления было указано не погашение векселя, а инвестиции согласно п. 2.1. договора от 17 ноября 1994 года (договор об осуществлении инвестиций между ЗАО "IPE" и АО "Котласский ЦБК). В тот же день 6 млрд. руб. были возращены ЗАО "IPE" платежным поручением от 29 декабря 1997 года № 129 с указанием в качестве основания - оплата по договору комиссии от 18 ноября 1994 года № 12/01-01.

ЗАО "IPE" для исполнения обязательств по перечислению 6 млрд. руб. был взят кредит в АО "Промышленно-строительный банк" г. Санкт Петербург по договору от 26 декабря 1997 года № 208.

2.1.6. Перечисленные ЗАО "IPE" в 1997 году 37 млрд. руб. АО "Котласский ЦБК" в счет оплаты обязательств по инвестиционной программе были возвращены ЗАО "IPE" в качестве оплаты по договору комиссии от 18 ноября 1994 года № 12/01-01 на следующий день после их перечисления. Документы, подтверждающие их целевое использование, отсутствуют.

ЗАО "IPE" для исполнения обязательств по перечислению 37 млрд. руб. был взят кредит в АО "Промышленно-строительный банк" г. Санкт Петербург по договору от 23 декабря 1997 года № 203.

В 1997 году ЗАО "IPE" перечислил АО "Котласский ЦБК" 37 млрд. руб. платежным поручением № 3319 от 24 декабря 1997 года. На копии этого документа имеются две отметки банка 24 декабря 1997 года и 25 декабря 1997 года. Денежные средства в сумме 37 млрд. руб. были возвращены ЗАО "IPE" платежным поручением от 25 декабря 1997 года.

Кроме факта возврата при перечислении этих средств имело место нарушение срока платежа. В соответствии с инвестиционной программой срок внесения инвестиций был определен в течение 3 лет с момента подписания договора купли-продажи акций на инвестиционных торгах, что соответствует требованиям п. 5.7. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, устанавливающим срок внесения инвестиций не более 3 лет. Договор купли-продажи был заключен 20 октября 1994 года. Последний день внесения инвестиций - 20 октября 1997 года, а если учитывать требования к сроку заключения договора-купли продажи (в течение трех дней после утверждения протокола подведения итогов конкурса), то последний день внесения инвестиций должен был быть 27 сентября 1997 года.

Таким образом, при осуществлении данных операций нарушались не только сроки и форма исполнения обязательств по внесению инвестиций, но осуществлялся их возврат (нецелевое использование).

2.2. Организация освоения инвестиций. Эффективность выполнения инвестиционной программы

....

ЗАО "IPE" для поставки оборудования на АО "Котласский ЦБК" был заключен со швейцарской фирмой Интерцез С.А. контракт № 270/07-55 от 3 июля 1995 года, в котором стоимость поставляемого оборудования была определена в сумме 27000000 долларов США.

По информации АО "Промышленно-строительный банк" (приложения к письмам от 9 декабря 1999 года № 212/1748 и от 14 декабря 1999 года № 212/1822) ЗАО "IPE" осуществил перевод валюты по этому контракту на сумму 54113575 долл. США.

Фактически ЗАО "IPE" было получено для АО "Котласский ЦБК" оборудования на сумму 13501492 долл. США, в том числе на 9220492 долл. США согласно акту от 16 апреля 1998 года и на 4281000 долл. США согласно акту от 22 октября 1999 года.

Выводы:

1. В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года № 1535 предусматривавшем, что продажа акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, указанное положение Правительством утверждено не было. При продаже акций АО "Котласский ЦБК" использовалось положение, утвержденное Госкомимуществом России распоряжением от 15 февраля 1994 года № 342-р.

2. ЗАО "IPE" было допущено к участию в инвестиционном конкурсе по продаже 20 % акций АО "Котласский ЦБК" и объявлено победителем, несмотря на несоответствие его конкурсных предложений условиям конкурса, утвержденным Госкомимуществом России. В нарушение "Положения об инвестиционном конкурсе" документы, представленные ЗАО "IPE", не содержали обязательства заявителя о выполнении требований (условий) конкурса (п. 3.2.). В предложениях ЗАО "IPE" отсутствовали обязательства по выполнению инвестиционной программы. При организации и проведении конкурса имели место многочисленные процедурные нарушения.

3. В нарушение ст. 27 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в договор купли-продажи акций АО "Котласский ЦБК" от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668 не было включено условие по выполнению инвестиционной программы.

4. Условия договора об осуществлении инвестиций между АО "Котласский ЦБК" и ЗАО "IPE" от 17 ноября 1994 года в части срока внесения инвестиций не соответствовали п. 5.7. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284.

5. ЗАО "IPE" не выполнил в срок условия инвестиционного конкурса и обязательства по договору купли-продажи ЗАО "IPE" от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668. Перечисленные ЗАО "IPE" на расчетный счет АО "Котласский ЦБК" средства в сумме 136465 млн. рублей не были использованы на цели инвестиционной программы в предусмотренный в программе срок.

Передача ЗАО "IPE" оборудования на сумму 139550 ,4 тыс. руб. (деноминированных) может быть расценена только как самостоятельное (не имеющее к ранее перечисленным денежным средствам) внесение инвестиций в счет инвестиционной программы (в форме, не предусмотренной обязательствами инвестора, и значительно позднее установленного срока - 22 октября 1999 года вместо поэтапного внесения средств с 1994-1997 годы).

Только после этой передачи оборудования в конце 1999 года общая сумма внесенных ЗАО "IPE" инвестиций превысила сумму его обязательств (187 млрд. руб.), принятых по условиям конкурса и включенных в договор от 20 октября 1994 года № 1.11.3/668.

6. Передача ЗАО "IPE" в счет выполнения инвестиционных обязательств за 1996 год собственного простого векселя на сумму 57 млрд. руб. вместо денежных средств, последующее его погашение поставкой оборудования и выписка векселя на сумму 6 млрд. руб. не являются выполнением обязательств в надлежащей форме и в предусмотренный в программе срок.

7. Финансируемая за счет средств инвестора инвестиционная программа АО "Котласский ЦБК", предусматривавшая проведение в 1994-1997 годах реконструкцию объектов основного производства на сумму не менее 180000 млн. руб., не выполнена. За счет средств инвестора в этот период было введено основных средств на сумму 833,1 млн. рублей.

8. Несмотря на наличие многочисленных нарушений при проведении конкурса и исполнении обязательств, предусмотренных его условиями, при проведении 2-х проверок исполнения обязательств инвестором Российским фондом федерального имущества была дана позитивная оценка состоянию выполнения инвестиционной программы.

9. В ходе проверки выявлены факты перечисления ЗАО "IPE" за рубеж для оплаты поставки оборудования на АО "Котласский ЦБК" валютных средств в сумме превышающей в 2 раза его стоимость, определенную в контракте, и в 4 раза контрактную стоимость фактически полученного оборудования.

Для оценки указанных валютных операций необходимо проведение дополнительной проверки ВЭК России.

Предложения:

1. Просить ВЭК России провести дополнительную проверку соблюдения ЗАО "IPE" законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

2. Направить по результатам проверки представления Председателю Российского фонда федерального имущества И.И.Шувалову, Министру по налогам и сборам Российской Федерации А.П.Починку.

3. Отчет о результатах проверки направить в Государственную Думу, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в Областное Собрание Депутатов Архангельской области.

Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации В.С.СОКОЛОВ..."
Tags: воры в законе, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments